Маски Шри-Ланки

С древних времен маски Шри-Ланки использовались в различных ритуалах и в танцевальных представлениях. А искусство их изготовления веками передается от отца к сыну среди мастеров. Для изготовления маски используется тропическое дерево Кадуру, растущее по краям рисовых полей, в болотистых низинах. Древесина кадуру очень мягкая и легкая.

Сперва дерево сушат на солнце, пока не вытечет весь клейкий сок и сама древесина не станет сухой. После чего ствол разрезается на части нужной величины, а потом при помощи молотка и стамески вырезают саму основу маски. Еще в древних манускриптах были записаны пропорции и размеры масок.

По завершении подготовительных работ маски выкладывают на 6-7 дней коптиться. Этот процесс очень важен для качества будущего изделия, так как таким образом маска защищается от насекомых. И только после окончания процесса копчения мастера начинают вырезать черты лица, используя для этих целей молоток и различные по величине, по форме зубила и стамески.

До начала росписи маски ее ждет полировка. Основным грунтовым цветом маски считается желтый. А вот другие цвета, различные оттенки росписи зависят только от вида маски, и выполняются в соответствии с древними манускриптами. А для дополнительной яркости и стойкости цветов каждая краска смешивается со специальным маслом ― Дорана (Dorana oil).

Выражения лиц на масках также отличаются друг от друга. Они выражают как характеры разных персонажей, так и различные эмоции, настроения. Потому народные умельцы не просто искусно вырезают детали, они стараются отгадать «душу» каждой маски, что требует глубокого понимания древних традиций и большого опыта.

Традиционные маски Шри-Ланки, которые так поражают туристов, делят на такие виды: Колам, Санни и Ракша. Местные жители выполняют огромное количество ритуалов, которые направлены на избавление от болезней и на восстановление душевного здоровья. Но самый распространенный из подобных ритуалов требует применения масок Санни. Он связан с восстановлением гармонии в душе и теле человека, возникшем по причине не верных мыслей либо действий человека.

В буквальном переводе слово Колам означает просто «маска». Появились Колам в южных и западных регионах Шри Ланки, а применялись они в танцевальных представлениях театра масок «Колам Данс».

По легенде, первые Колам появились во времена первого короля людей Маха Саммата. Его супруга ожидала ребенка, и ей по неясным причинам очень хотелось посмотреть на театр в масках, но как это делать никто не мог понять. И женщина очень страдала. Тогда бог Сакра решил ей помочь и по его просьбе бог Вишвакарама (покровитель ремесленников) придумал и создал первые маски, а также придумал стихи и весь сюжет представления. Буквально на следующий день после просмотра представления королева успокоилась.

Такие маски принято использовать для различных религиозных фестивалей и праздников, а также в театрализованных представлениях Колам данс. По легенде правителями Шри Ланки в незапамятные времена были племя Ракшасов под предводительством демона-короля Равана, героя известнейшей индейской поэмы «Рамаяма».

Традиционно центр изготовления масок ― это юго-западное побережье Шри Ланки, город Амбалангода. Здесь можно побывать в музее, посвященном истории появления и применения различных видов масок в церемониях и ритуалах. В музее имеется и библиотека, славящаяся огромным количеством древних томов, ценных для исследователей.